Forest Insider

Военная археология

15 лет назад или первые шаги

«А ты знаешь, оказывается в наших краях, если ехать дальше в сторону Выборга, есть места, где в лесу стоят огромные бетонные доты.» — 

мы сидим на кухне с Михой и пьём горячий черный чай. 

«Да ладно ? И чего там ?» —  я, держа кружку в руках, заинтересованно смотрю на него, в ожидание, когда он выдержит свою коронную мхатовскую паузу и продолжит рассказывать дальше. Нам по 20 лет, за окнами солнце, а на дворе июнь 2004 года. Уже сданы все экзамены и последнюю неделю мы совершенно не знаем, чем себя занять. 

«В общем, во время зимней войны,» — медленно, словно нехотя, продолжает Миха — «там была линия обороны. Наши её месяц не могли прорвать. Финны там держались до последнего. Может сгоняем посмотрим ? Я в интернете читал, там от станции недалеко. Сгоняем ?». 

 «Ну не знаю даже» — для виду рисуюсь я, хотя перспектива хоть как то разнообразить монотонные будни меня прельстила с первых его слов. 

«Давай сгоняем. Все равно дома делать нечего.»

«Когда поедем?»

«Да давай завтра»

«А куда конкретно то надо ехать?»

«Да тут не далеко, Лейпясуо станция называется…»

Утро следующего дня начинается с легкого тумана за окном. Собираю свой учебный рюкзак. Несколько бутербродов, термос с чаем. Старая потрёпанная карта «По рекам и озерам Карельского перешейка.» На ногах моих черно-белые ботинки со стальными вставками марки «Camelot» и варёные джинсы. Взгляд на тикающие на стене часы — времени как раз хватает, что бы дойти до вокзала, возле которого живёт Миха и успеть на одну из первых электричек, которая едет в нужном нам направление. Обшарпаные стены вокзала, деревянные скамейки, возле которых валяется мусор. Здороваюсь с подошедшим Михой. Он одет в скейтерские кроссовки, штаны трубы и милитари куртку с нашивкой «metalheads». В ушах у него наушники от новенького mp3 плеера на 64мб. 

Медленно поскрипывая сочленениями, к составу подползает электричка. Выцвевший зелёный цвет, деревянные рамы. Заходим в третий вагон. «Следующая остановка Ушково» — гундосит в микрофон, явно не выспавшийся машинист —  «Осторожно двери закрываются!». 

Стоим в тамбуре. Напротив нас, прямо под надписью «Не курить» пускает дым мужик лет под 40. Обилие бычков на железном полу, показывает, что он тут далеко не первый. 

«Пошли что ли сядем». — говорю я.

Дышать сигаретным дымом, не самое моё любимое занятие, Миха тоже не курит, поэтому молча кивает. Открываем двери и заходим в вагон. Людей практически нет. Лишь пара тройка бабок с саженцами и котомками. Да в углу семейная пара с ребёнком. Молча едем всю дорогу, за окном непрекращающийся пейзаж из зелени. Лиственный лес постепенно сменяется хвойным, потом чахлыми сосенками, торчащими пучками между проплешен болот. Щевелёво. Выводит меня из дум скрипучий голос из динамиков. Следующая остановка Канельярви…

«Уже почти приехали»- говорит Миха. — «Еще 3 остановки и мы на месте.» 

Я встаю, молча потягиваюсь и иду к выходу. Лейпясуо встречает нас солнцем, но жары нет. Бетонная платформа кончается ступеньками, как в панельной пятиэтажке. Миновав спуск, мы упираемся в двери местного магазинчика. На двери табличка — сегодня магазин не работает, по техническим причинам. 

«Ну так что там? Куда дальше?» — я смотрю на Миху. 

Он достает из кармана свою синюю nokia 3650 и утыкается в экран:

«Сейчас, погоди, у меня тут сохранен отчёт чела, который здесь недавно был.»

Через пару минут изучения экрана, он с видом знатока заявляет: надо идти туда — указывая рукой в направление на Питер. 

Выходим на рельсы и начинаем наш путь. Под ногами хрустит щебёнка. Деревянные шпалы, пахнущие креозотом быстро заканчиваются, сменяясь бетонными. В воздухе появляются первые комары. И чего ? Сколько нам так топать ? Километра 3-4. Идти не удобно. Расстояние мжду шпалами такое, что либо ты попадаешь ногой в разъезжающийся щебень, либо вынужден тянуть ногу, рискуя сесть на шпагат, что бы попасть на соседнюю шпалу. Мимо со свистом, по встречным рельсам проносится состав. Машинист гудит нам, мы машем ему в ответ.

 «Всё, погоди, давай отдохнём чутка.»

 По лицу Михи видно, что он устал, да и сам я уже порядочно взмок. Садимся на рельсы, я достаю термос. Свинчиваю крышку, наливаю чай и даю Михе. Вокруг лес и тишина, не считая изредка подающих голоса птиц.

Слегка уталив жажду и усталость, встаём и продолжаем путь. Мимо опять проносится состав. Цистерны и элеваторные вагоны чередуются в хаотичном порядке, под конец мимо нас проносятся пара платформ гружёных щебнем. В воздухе мгновенно поднимается пыль. Мы практически одновременно чихаем, смотрим друг на друга и улыбаемся. Внезапно слева от железной дороги я замечаю огромную гору поросшего мхом бетона. 

Le5

«Смотри Миха, пришли вроде. Да не должны были еще пока. Рано. Хотя постой. Это же тыловой дот le 4. С другой стороны должен быть второй. le 5.»

 И в правду вон он. И даже подписан. Я вижу на боку замшелого сооружения, ощетиневшегося, рваной арматурой надпись белой краской ИКО Карелия Le 5. Доты очень сильно повреждены взрывом. Пытаемся залезть в них. Внутри стаи комаров и бетонное крошево. Прикольно. Достаю свой телефон, делаю пару фото и мы вновь продолжаем путь.

А вон и мост. Миха заметно оживляется, видимо перспектива скорой встречи с конечной точкой маршрута некисло мотивирует его. Проходим по мосту. Вода в реке черная, торфяная. Река течет неспешно. Проходим второй мост. Спускаемся с насыпи железки и входим в лес. 

«Вон смотри» —  говорю я Михе — «Траншея.»

 Ну да, точно. Значит где то здесь. И вправду через пару десятков метров мы видим огромнейший холм вытянутый в длинну. Местами исщербленный воронками, местами с торчащими из земли кусками бетона и арматуры. Начинаем обходить его и упираемся в огромный вход. Он сильно повреждён взрывом но войти вовнутрь можно. Включаем фонарики и осторожно пытаемся залезть внутрь…

Le4

Продолжение следует…

06.2018 Lands

Ссылка на мой Яндекс Дзен канал http://zen.yandex.ru/poiskovik

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2018 ©️ Forest Insider Любое копирование материалов с сайта запрещено без использования обратной ссылки